Печать
Категория: Съезды
Просмотров: 202420

21-22 марта 2013 г. в г. Санкт-Петербурге в рамках первого этапа Международной агропромышленной Выставки "Агрорусь-регионы" состоялся Первый Всероссийский Съезд Сельских Кооперативов. В первый день работы Съезда действовали пять тематических секций: сельскохозяйственная производственная кооперация, сельскохозяйственная потребительская кредитная кооперация, сельскохозяйственная потребительская кооперация (кроме кредитной), потребительские общества сельской местности, ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов.

Выступление Министра сельского хозяйства Российской Федерации Н.В. Фёдорова на Съезде.

Выступление президента РСО "Агроконтроль" А.В. Морозова.

Выступление Председателя Совета АККОР В.В. Телегина.
Видеоотчёт об участии Министра сельского хозяйства России Н.В. Фёдорова в Выставке "Агрорусь" и Съезде Кооперативов.
Фотогалерея работы Пленарного заседания Съезда (на сайте Минсельхоза России).

Фотогалерея (Альбом РСО "Агроконтроль").

Презентация выступления А.В. Морозова на секции Съезда.
Официальный репортаж "Вестей".

Резолюции секций Съезда - ниже по ссылке "Подробнее"


РЕЗОЛЮЦИЯ СЕКЦИИ
«Роль ревизионных союзов в деятельности кооперативов»
Первого Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов
«21» марта 2013 г. г. Санкт-Петербург

За семнадцать лет, прошедших со дня вступления в силу Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», в целом сложилась модель осуществления ревизионной деятельности. Более четверти зарегистрированных в стране сельскохозяйственных кооперативов стали членами ревизионных союзов. Количество созданных ревизионных союзов превысило сто. В свою очередь, ревизионные союзы сформировали две саморегулируемых организации: Российскую саморегулируемую организацию ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов союз «Агроконтроль» и Саморегулируемую организацию ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов Российский союз «Чаянов». На уровне саморегулируемых организаций ведётся регулярная работа по обобщению опыта развития кооперации, уточнению правил профессиональной деятельности, контролю качества работы, подготовке ревизоров-консультантов.
Как на федеральном, так и на региональном уровне в целом сложилась система сотрудничества государственных органов управления агропромышленным комплексом и ревизионного сообщества: проводятся совместные мероприятия, ревизионные союзы привлекаются к контрольно-ревизионной работе и экспертизе документов, осуществляется обмен опытом и координация действий.
Ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов всё чаще становятся не просто контролёрами отчётности своих членов, но также участниками процессов бизнес-планирования, защитниками кооперативов в судах, методистами и пропагандистами кооперации. На уровне ревизионных союзов и их саморегулируемых организаций разрабатываются модели включения кооперативных форм организации в те сферы жизни на селе, где эти формы не сформировались стихийно. Ревизоры-консультанты раздвигают привычные границы понятия «сельскохозяйственная кооперация», наполняя его новым содержанием, отвечающим существу происходящих в аграрной сфере социально-экономических процессов.
Вместе с тем, построение полноценной, всеобъемлющей системы ревизионной деятельности сельскохозяйственной кооперации ещё далеко от завершения. Значительная часть сельскохозяйственных кооперативов как сознательно, так и непреднамеренно продолжает уклоняться от присоединения к ревизионным союзам, в ряде случаев кооперативы, вступившие в ревизионные союзы, избегают своевременного проведения ревизий.
Узость базы ревизионных союзов, низкая платежеспособность сельскохозяйственных кооперативов замедляют процесс развёртывания ревизионного дела в ряде регионов страны, что, в конечном счёте, наносит ущерб, как самим кооперативам, так и их членам, ассоциированным членам, сотрудникам и контрагентам.
В свою очередь, значительная часть ревизионных союзов до настоящего времени определяет свои задачи, ориентируясь на опыт аудиторской работы. Руководители таких союзов ставят во главу угла подтверждение отчётности кооперативов, проверку выполнения требований бухгалтерского и налогового законодательства. С учётом тех проблем, с которыми сталкиваются сельскохозяйственные кооперативы на практике или оценки важности проблем руководителями кооперативов услуги таких ревизионных союзов представляются кооператорам «навязанными», а требования об обязательном членстве в ревизионных союзах – избыточными. Не отрицая необходимости административного воздействия на кооперативы, уклоняющиеся от присоединения к ревизионным союзам, участники Секции отмечают, что успех развития ревизионного дела будет определяться только умением ревизоров предложить членам союзов широкий спектр услуг, отвечающих их реальным потребностям. Более того, руководство ревизионных союзов, их саморегулируемых организаций, должно работать «на опережение», участвуя в создании для кооперативов (как действующих, так и находящихся в стадии организации) условий максимального благоприятствования (правовых, административных, налоговых, кадровых и других).
Заслушав выступления и обсудив опыт и предложения представителей государственных органов управления АПК и практиков ревизионной деятельности, участники Конференции считают необходимым:
1. Одобрить деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и их саморегулируемых организаций по оказанию услуг сельскохозяйственным кооперативам, защите интересов их членов и ассоциированных членов.
2. Рекомендовать саморегулируемым организациям ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов продолжить работу по выработке новых моделей развития кооперации, расширению перечня предлагаемых сельскохозяйственным кооперативам услуг, по выполнению норм законодательства о сельскохозяйственной кооперации; принять участие в разработке системы государственного регулирования сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации, предусматривающей роль ревизионных союзов в качестве основного института контроля деятельности кооперативов.
3. Саморегулируемым организациям ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов продолжить совместную с Министерством сельского хозяйства РФ работу по уточнению Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы в части расширения перечня мер поддержки сельскохозяйственной кооперации; принять участие в подготовке проекта Ведомственной (целевой) программы развития кооперации в сельском хозяйстве.
4. Рекомендовать органам законодательной власти субъектов Российской Федерации ускорить работу над проектами региональных экономически значимых программ развития сельскохозяйственной кооперации.
5. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации привлекать ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов к осуществлению контрольных мероприятий.
6. Рекомендовать органам исполнительной власти включить информацию о наличии ревизионного заключения по итогам отчетного года в состав форм годовой отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей АПК за очередной финансовый год, утверждаемых приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, для сельскохозяйственных кооперативов.
7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации усилить работу по соблюдению норм Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» по обязательному вхождению сельскохозяйственных кооперативов в ревизионные союзы.
8. Одобрить создание при Минсельхозе России Координационного совета кооперативных организаций, рекомендовать саморегулируемым организациям ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов направить своих представителей для работы в Координационном совете.
9. Просить Правительство Российской Федерации возложить на Минсельхоз России функции по государственному регулированию деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, предусмотренные Законом «О сельскохозяйственной кооперации».
10. Рекомендовать саморегулируемым организациям ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов активизировать работу над совершенствованием законодательства о сельскохозяйственной кооперации.

РЕЗОЛЮЦИЯ СЕКЦИИ
«Сельскохозяйственная производственная кооперация: состояние и перспективы»
Первого Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов
«21» марта 2013 г. г. Санкт-Петербург

Участники секции «Сельскохозяйственная производственная кооперация: состояние и перспективы развития», представляющие сельскохозяйственные производственные кооперативы, Минсельхоз России, ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов, СРО Россоюз "Чаянов", кредитные организации, научных работников, заслушав и обсудив доклады и сообщения участников, отмечают, что принятие в 1995 году Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" открыло новый этап развития сельскохозяйственной производственной кооперации.
Подавляющее большинство работающих в сельском хозяйстве организаций с принятием указанного закона, предпочло сельскохозяйственный производственный кооператив (далее СПК) иным организационно-правовым формам. Так доля СПК в общей численности сельскохозяйственных организаций возросла с 7939 в 1995 г. до 15314 в 2001 г. или более чем в два раза.
Однако в последующие годы наблюдается снижение численности СПК и их доли в общей численности сельскохозяйственных организаций, что в значительной мере связано с пропагандой негативного отношения к данной форме ведения сельского хозяйства, как к чему-то рутинному и не эффективному. Многие СПК, в том числе образцовые, подверглись реорганизации и ликвидации, часто незаконным путём, что привело к прекращению сельскохозяйственного производства на ряде территорий, разрушению социальной сферы села и росту безработицы.
На 1 января 2012 г. в Российской Федерации по данным Росстата зарегистрировано 18517 сельскохозяйственных производственных кооперативов, из которых сельскохозяйственную деятельность осуществляет 10300. СПК используют 23 процента всех сельскохозяйственных угодий страны. В них занято около 1 миллиона работников, или около 1/3 всех занятых в сельском хозяйстве. С учётом же ассоциированных членов СПК и иных лиц, связанных с СПК местом проживания или работой, зона влияния СПК охватывает в общей сложности около 4 миллионов граждан.
В отличие от иных организационно-правовых форм, СПК есть трудовая и наиболее демократическая форма ведения сельскохозяйственного производства, при которой членом кооператива может быть только гражданин, работающий в нём. Член СПК одновременно является и работником и сособственником его имущества и каждый из них имеет право голоса на общем собрании. Всё это позволяет рядовому труженику - члену СПК, реализовать своё право на участие в хозяйственной деятельности кооператива, на принятие управленческих решений.
Участники секции отмечают, что СПК являются наиболее приемлемой для большинства, работающих на селе, формой организации сельскохозяйственного производства в Российской Федерации, отвечающей интересам государства и общества в экономической и социальной сфере. В СПК трудоустроена значительная часть сельского населения. Они содержат объекты социальной сферы на селе, ими решаются многие социальные вопросы. Данная форма в наибольшей степени соответствует положениям пункта 1 статьи 7 Конституции РФ, согласно которым "Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".
Вот почему развитие СПК, наряду с трудовыми крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, как трудовая форма ведения хозяйства, способствующая развитию в крестьянине чувства хозяина, имеет для нашей страны социально-политическое значение, а потому в приоритетном порядке должна получать государственную поддержку.
Вместе с тем, дальнейшее развитие сельскохозяйственной кооперации в Российской Федерации сдерживается рядом факторов правового, экономического и организационного характера.
Так, отношения в сфере сельскохозяйственной кооперации не получили должного отражения в законодательстве о государственной регистрации юридических лиц, о налогах и сборах, о развитии сельского хозяйства. Их реализация не имеет должных юридических гарантий в законодательстве об административных правонарушениях и уголовном законодательстве. Отсутствуют эффективные механизмы защиты собственности сельскохозяйственных кооперативов от противоправных действий и действий в "обход" закона, на начальном этапе своего развития находится система негосударственного контроля в сельскохозяйственной кооперации. Пробелы в земельном законодательстве создают значительные препятствия для стабильной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитию села.
Явно недооценивается более сложный, чем в иных формах, характер труда руководителей СПК в силу демократической основы функционирования СПК, при которой они обязаны учитывать весьма разнообразные мнения и требования членов-сособственников кооператива, соблюдать многочисленные демократические процедуры.
Не оказывается должной государственной поддержки ревизионным союзам сельскохозяйственных кооперативов в части осуществления ими более доступных и квалифицированных консультаций сельскохозяйственным кооперативам.
Участники секции с удовлетворением отмечают, что отмеченные выше проблемы в развитии сельскохозяйственной производственной кооперации нашли должное отражение в Концепции развития кооперации на селе на период до 2020 г., вынесенной на рассмотрение Первого Всероссийского съезда сельских кооперативов.
Обсудив эти и другие проблемы сельскохозяйственной производственной кооперации, участники секции считают необходимым:
1) поддержать усилия нового руководства Минсельхоза России, направленные на развитие сельскохозяйственной кооперации в Российской Федерации, и, в том числе, на развитие сельскохозяйственной производственной кооперации.
2) добиваться законодательного признания особой роли и места сельскохозяйственных производственных кооперативов в экономике и социальной сфере села современной России как демократической и трудовой формы ведения сельскохозяйственного производства, способствующей развитию активной личности, обеспечению занятости сельского населения и его социального обеспечения.
1. Просить Минсельхоз России подготовить и внести на рассмотрение в Правительство мероприятия, предусматривающие:
1) предоставление сельскохозяйственным производственным кооперативам государственной поддержки в создании имущественной базы сельскохозяйственного производства путем максимально льготного кредитования, передачи на льготных условиях в пользование государственного имущества, земли, возмещения части расходов на производство;
2) создание федерального фонда и региональных фондов поддержки сельскохозяйственной производственной кооперации;
3) приоритетное выделение долгосрочных субсидированных кредитов на выкуп арендуемой земли и земельных долей в собственность СПК, обеспечение неприкосновенности их земельной собственности;
4) решение проблем переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции на основе широкого включения СПК, совместно с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и другими сельскохозяйственными товаропроизводителями, в сельскохозяйственную потребительскую кооперацию путём:
- строительства или выкупа государством современных и мощных перерабатывающих предприятий, с привлечением средств сельскохозяйственных товаропроизводителей и передачи этих предприятий в льготную аренду сельскохозяйственным кооперативам, членами которых могут быть все сельскохозяйственные товаропроизводители данной зоны;
- развития розничных кооперативных рынков и сбытовых кооперативов;
- сокращения оттока прибыли из сектора производства в сектор сбыта;
5) снижение налогового бремени для СПК путём отмены для них налога на имущество. Установление ставок взносов на обязательное пенсионное страхование членов СПК в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Сохранение нулевой ставки по налогу на прибыль, полученную от сельскохозяйственной деятельности;
6) изменение порядка налогообложения на доходы физических лиц от кооперативных выплат членам СПК, по которым на сегодня ставка налога составляет 12 %, в то время как по дивидендам участников иных организационно-правовых форм - 9%.
7) первоочередное выделение средств на социальное обустройство зоны деятельности СПК путём комплексного обустройства агрогородков;
8) более широкое вовлечение крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в сельскохозяйственные производственные кооперативы – коопхозы
9) установление особенностей банкротства сельскохозяйственных производственных кооперативов;
10) ограничение действия трудового законодательства в отношении личного трудового участия членов сельскохозяйственных производственных кооперативов в их деятельности и расширение роли внутренних актов кооператива в их регулировании;
11) переход от налогообложения сельскохозяйственных производственных кооперативов к налогообложению их членов;
12) расширение компетенции и повышение ответственности ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и их саморегулируемых организаций в сфере контроля деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов и оказания им консультационных услуг.
2. В целях поддержки и развития сельскохозяйственной кооперации внести изменения в следующие законодательные акты Российской Федерации:
- в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" в части:
1) уточнения порядка ведения реестра членов и ассоциированных членов сельскохозяйственных кооперативов;
2) порядка реорганизации и ликвидации кооперативов, оснований и последствий признания решений их органов управления недействительными;
- в Налоговый кодекс Российской Федерации в части налогообложения кооперативных выплат в сельскохозяйственных производственных кооперативах.
- в законодательные акты о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды, предусмотрев переход от уплаты страховых взносов с выплат, производимых членам сельскохозяйственных производственных кооперативов, на уплату страховых взносов, исходя из стоимости страхового года на каждого члена кооператива.
- в Трудовой кодекс Российской Федерации, уточнив сферу его действия в отношении личного трудового участия членов сельскохозяйственных производственных кооперативов в их деятельности.
- в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнив его правонарушениями, связанными с нарушением порядка созыва и проведения общих собраний членов сельскохозяйственных кооперативов, несоблюдением требований о членстве в ревизионных союзах и проведения обязательных ревизий.
- в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусмотрев дополнительные процедуры проверки обоснованности и законности регистрационных действий по реорганизации и ликвидации сельскохозяйственных кооперативов, соблюдения сельскохозяйственными кооперативами требований о членстве в ревизионных союзах сельскохозяйственных кооперативов.
4. . Внести следующие изменения в законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы оборота земель сельскохозяйственного назначения:
- создать районные общественные земельные фонды, из которых наделяется каждый, кто проживает и зарегистрирован в сельской местности.
- установить преимущественное право покупки или аренды земельного участка (земельной доли):
1) лицами, проживающими по месту расположения земельного участка;
2) сельскохозяйственными организациями, использующими этот участок не менее трех лет. Для отдельных категорий землепользователей (хозяйств, основанных на личном трудовом участии их членов – сельскохозяйственных производственных кооперативов и крестьянских (фермерских хозяйств) при покупке или аренде земель у муниципальных образований предусмотреть льготные условия приобретения, субсидирование по кредитам;
- установить льготные условия аренды (без проведения торгов) муниципальных земель для трудовых хозяйств;
- определить максимальный предельный размер земель сельхозназначения, которыми может прямо или косвенно (через юридическое лицо) владеть физическое лицо;
- обеспечить жесткий государственный контроль над целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, изымать неиспользуемые по целевому назначению земли.
5. В целях реализации социально ориентированной земельной политики внести следующие изменения в Налоговый кодекс РФ:
- установить минимальный размер земельного участка, не облагаемый налогом на землю, в случае если его собственник проживает в селе;
- установить прогрессивную ставку налога на землю, пропорционально площади земли, находящейся в собственности;
- установить регрессивную ставку налога на землю в зависимости от срока владения землей.
6. Создать в каждом субъекте РФ за счет государственных средств и передать в аренду потребительским сельскохозяйственным кооперативам, членами которых является основная часть сельскохозяйственных товаропроизводителей данной местности:
1) обслуживающие (МТС, ветстанции) сельхозпредприятия;
2) перерабатывающие сельхозпредприятия;
3) продовольственные банки для снабжения госучреждений и малоимущих граждан продукцией, производимой на таких предприятиях.
7. Активизировать деятельность Российского союза сельскохозяйственных производственных кооперативов.
8. Одобрить представленный для обсуждения на Первый Всероссийский съезд сельских кооперативов проект Концепции развития кооперации на селе с учётом предложений секции.

РЕЗОЛЮЦИЯ СЕКЦИИ
«Развитие сельскохозяйственной потребительской обслуживающей кооперации как ключевого звена повышения доходности конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей»
Первого Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов
«21» марта 2013 г. г. Санкт-Петербург

Участники рабочей секции отмечают, что сельскохозяйственная потребительская кооперация имеет принципиальное значение для развития сельского хозяйства нашей страны и, в первую очередь, для развития фермерства и других малых форм хозяйствования на селе.

Положительный опыт субъектов РФ подтверждает высокий потенциал кооперации для развития отрасли и ее социально-экономическую значимость для сельских территорий. Однако на сегодня развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации не стало стратегическим, центральным направлением современной аграрной политики, ключевым звеном в повышении доходности сельхозтоваропроизводителей, эффективности развития хозяйств, а соответственно и их конкурентоспособности.
Одной из основных проблем в решении этих важных задач является недооценка роли и значения сельскохозяйственной кооперации органами государственной власти всех уровней. Слабая заинтересованность исполнительных органов районного и поселенческого уровня в решении конкретных проблемных вопросов, возникающих в процессе работы кооперативов. Другой важной проблемой является незнание сельхозтоваропроизводителями преимуществ и принципов кооперации. Отсутствие специализированной системы кооперативного образования, обучения, консультирования, повышения квалификации, обмена опытом, как членов кооперативов, так и менеджеров, работающих в них, затрудняет ее решение. Как результат сельскохозяйственные потребительские обслуживающие кооперативы только на 1% обеспечивают потребности своих членов, и данный вид кооперации находится в начальной стадии своего развития.
Участники секции отмечают, что проведение I съезда кооперативов, принятие Концепции развития кооперации на селе с последующей разработкой конкретных мер на основе целевой программы – всё это важные и необходимые шаги на пути к тому, чтобы развитие кооперации на селе стало ключевым направлением государственной аграрной политики.

В ходе дискуссии участниками рабочей секции выработаны следующие рекомендации:

1. Предложения по резолюции съезда:

1.1. Принять предложенный проект Концепции развития кооперации на селе до 2020 года решением съезда с учетом замечаний и предложений, высказанных на рабочих секциях и пленарном заседании.
1.2. Разработать и утвердить в 2013 г. ведомственную целевую программу Минсельхоза по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации, выделить на ее реализацию из федерального бюджета не менее 10 млрд. рублей с последующим увеличением до 20 млрд. рублей. Включить с 2014 года данную ведомственную целевую программу в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции на 2013 – 2020 годы.
1.3. Правительству Российской Федерации создать межведомственную рабочую группу по разработке и реализации, начиная с 2015 года, Федеральной целевой программы по Развитию сельской кооперации.
1.4. Восстановить в Государственной программе направление по обучению и консультированию сельскохозяйственных товаропроизводителей с выделением необходимых финансовых средств.
1.5. Включить в оценочные показатели деятельности глав субъектов РФ - развитие сельскохозяйственной кооперации.
1.6. Отметить в резолюции съезда историческую значимость Первого съезда сельских кооперативов и дать оценку предшествующим периодам в развитии кооперации.

2. Предложения по проекту концепции:

2.1. Дополнить Концепцию положениями, отражающими роль и значение пайщиков кооператива как главных действующих лиц, от которых зависит успешная деятельность кооператива, и необходимость укрепления их финансовой состоятельности,.
2.2. Добавить в раздел «Общие и специфические риски и проблемы сельской кооперации» следующую проблему - Недооценка органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления роли и значения сельскохозяйственной потребительской кооперации.
2.3. В разделе «Финансово-экономический механизм поддержки развития сельской кооперации» в фразе «участие банков или иных инвесторов в деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в статусе ассоциированных членов» исключить слово «кредитных».
2.4. В разделе «Нормативно-правовое регулирование» отразить необходимость разработки механизмов преобразования сельскохозяйственных производственных кооперативов в сельскохозяйственные потребительские обслуживающие кооперативы.
2.5. Дополнить Приложение 1 «Основные мероприятия по реализации концепции развития кооперации на селе на период до 2020 года» пунктом 4.3 «Разработка системы образования в области кооперации, включая систему повышения квалификации», в целях популяризации идей кооперации и приобретения населением знаний и навыков кооперативного движения на период с 2013 до 2020 года.

3. Предложения по Ведомственной целевой программе:

3.1. Основу Ведомственной целевой программы должны составлять меры по развитию и поддержке сельскохозяйственной потребительской кооперации, как наиболее социально-значимой и экономически целесообразной для сельхозтоваропроизводителей и сельского населения.
3.2. Разработать экономическую модель региональных пилотных проектов по созданию сельскохозяйственных потребительских, обслуживающих кооперативов, которая должна содержать замкнутый цикл от сбора сельхозпродукции фермеров и населения, ее переработки до реализации готовой продукции на кооперативных рынках и магазинах.
3.3. Стимулирование формирования региональных систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов по сбытовой, снабженческой, перерабатывающей, торговой и другими видами обслуживающей деятельности, включая кооперативы по созданию производственной и социальной инфраструктуры села.
3.4. Предоставлять региональным фондам на условиях софинансирования средства из федерального бюджета для обеспечения поручительств, залогов и гарантий сельскохозяйственным потребительским кооперативам при кредитовании и лизинговых операциях.
3.5. Распространить меры поддержки на обучение, стажировки членов кооператива, представителей выборных органов, руководителей, специалистов кооперативов, инициативных групп фермеров, в том числе на базе успешных кооперативов.
3.6. Обеспечить государственную поддержку созданию инфраструктуры учебных центров по специальному кооперативному обучению, повышению квалификации, проведению обучающих семинаров, а также организации демонстрационных площадок на базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
3.7. Выделять субсидии и гранты на создание, реконструкцию и модернизацию материально-технической базы действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

4. Другие меры по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации:

4.1. Пересмотреть и изменить механизмы представления гарантий, залогов или поручительств сельскохозяйственным потребительским кооперативам, соответствующими региональными фондами с целью увеличения объемов полученных кредитов и займов.
4.2. Предоставить субсидии сельскохозяйственным потребительским строительным кооперативам на возмещение процентных ставок по кредитам и займам на строительство производственных объектов сельхозтоваропроизводителей, объектов социальной инфраструктуры, жилья сельхозтоваропроизводителям и сельским жителям.
4.3. Разработать систему обучения и воспитания будущих пайщиков кооператива через создание системы образования, начиная со школы, закладывающей основы кооперативного мышления.
4.4. Продолжить изучение опыта Финляндии по развитию кооперации на основе специальных совместных программ МТК и АККОР.
4.5. Обеспечить государственную поддержку созданию федеральной кооперативной торговой сети с логистическими центрами в регионах России.
4.6. Разработать путем обмена опытом между регионами типовую схему применения инструментов адресной поддержки в субъектах федерации по стимулированию создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов для использования схемы в региональных программах.
4.7. Обобщить выступления участников секции и направить материалы, включая аудиозапись, в регионы для использования имеющегося опыта в своей деятельности.

* * *
Участники секции отмечают, что съезд призван стать переломным в понимании сущности кооперации и развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации, как наиболее социально-значимой и экономически целесообразной для сельхозтоваропроизводителей и сельского населения в целом.

РЕЗОЛЮЦИЯ СЕКЦИИ

«Потребительские общества и их роль в развитии сельских территорий»
Первого Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов
«21» марта 2013 г. г. Санкт-Петербург

Потребительская кооперация, имеющая 180-летнюю историю, является одним из старейших видов кооперации в России. Зародившись в дореволюционной России она в советские времена практически единолично обеспечивала товарами первой необходимости и бытовыми услугами сельское население страны, осуществляла заготовку и реализацию сельскохозяйственной продукции, обеспечивая функции товаропроводящей цепочки «от поля до прилавка». С учетом решаемых ею задач потребительская кооперация всегда была и остается социально-ориентированной системой. В настоящее время организации потребительской кооперации играют активную роль в развитии агропромышленного комплекса страны, участвуют в выполнении поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Деятельность потребительской кооперации сосредоточена, в основном, в сельской местности, она активно участвует в формировании социальной инфраструктуры сельских территорий, жизнеобеспечении жителей 89 тыс. населенных пунктов, из которых в 54 тыс. проживает менее 100 человек. Организации потребительской кооперации осуществляют многоотраслевую деятельность в производственной и социальной сфере и играют существенную роль в жизнеобеспечении сельского населения, поддержке личных подсобных хозяйств граждан, обеспечения занятости селян и расширения их возможностей в сбыте сельскохозяйственной продукции, получении дополнительных доходов.
Вместе с тем, необходимо отметить, что, несмотря на роль потребительской кооперации в развитии сельских территорий, поставленные государством перед потребительской кооперацией задачи и определенные направления работы, реальной, работающей в полной мере, комплексной системы государственной поддержки развития потребительской кооперации до настоящего времени так и не было создано.
В связи с этим, заслушав и обсудив выступления докладчиков, участники секции считают необходимым:

1.Одобрить:

- подготовленный проект Концепции развития сельской кооперации на период до 2020 г., заложенные в ней принципы и меры по совершенствованию правового регулирования деятельности организаций потребительской кооперации и финансово-экономическим механизмам и мерам поддержки;
- подход органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации к потребительской кооперации как важной и социально значимой составляющей агропромышленного комплекса и развития сельских территорий, которая нуждается в популяризации и поддержке.

2. Рекомендовать:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

- принять поправки, касающиеся деятельности потребительских кооперативов, при рассмотрении проекта федерального закона «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;
- учитывать особенности потребительской кооперации при подготовке проектов федеральных законов, привлекать представителей потребительской кооперации при подготовке и рассмотрении законодательных актов, затрагивающих нормативно-правовую базу деятельности кооперативов.

Правительству Российской Федерации:

- расширить перечень мер государственной поддержки организаций потребительской кооперации согласно положений подготовленной Концепции развития кооперации на селе до 2020 года. При этом особое внимание уделить вопросам:
- установления для организаций потребительской кооперации пониженного тарифа страховых взносов;
включения организаций потребительской кооперации в число участников экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства;
- возмещения части расходов на уплату процентов по долгосрочным инвестиционным кредитам и займам, привлечённым организациями потребительской кооперации;
- предоставления организациям потребительской кооперации всех видов грантов и субсидий на развитие современной материально-технической базы.

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

 -ускорить разработку и принятие ведомственной целевой программы развития кооперации на селе согласно положениям подготовленной Концепции развития кооперации на селе до 2020 года;
- инициировать внесение изменений в законодательство Российской Федерации согласно положений подготовленной Концепции развития кооперации на селе до 2020 года в целях обеспечения условий для реализации Концепции в полном объеме и в необходимые сроки.

Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- разработать и принять региональные программы развития кооперации в сельской местности, включающие в себя направления поддержки организаций потребительской кооперации;
- предусматривать в региональных программах развития сельского хозяйства и сельских территорий наличие подпрограммы по развитию кооперации в сельской местности с перечнем конкретных мер организационной, информационной и финансовой поддержки.
- предусматривать меры поддержки, включающие в себя, в том числе, возмещение кооперативным организациям, расходов на организацию торгового обслуживания населения глубинных и малонаселенных пунктов, обслуживание которых осуществляют только кооперативные предприятия, развитие занятости населения таких пунктов.

Организациям потребительской кооперации и Центросоюзу Российской Федерации:

- активнее участвовать в реализации положений подготовленной Концепции развития кооперации на селе до 2020 года;
- обеспечить повсеместное функционирование цепочки «от поля до прилавка» при осуществлении заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;
- расширять взаимодействие с личными подсобными хозяйствами граждан на договорной основе путем передачи им на откорм молодняка скота и птицы, а также оказания им услуг по ведению подсобного хозяйства для производства в них востребованной качественной продукции и её последующей реализации в кооперативной торговой сети;
- продолжить реализацию проектов, направленных на повышение занятости сельского населения, в первую очередь, пайщиков, в том числе сезонной занятости, за счет привлечения их к заготовке дикорастущей продукции, лекарственного сырья;
- продолжить работу по созданию эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики страны, адаптированной к условиям работы в ВТО;
- продолжить работу по модернизации и максимальному вовлечению в хозяйственную деятельность всех имеющихся объектов материально-технической базы потребительской кооперации, ввод новых объектов;
расширять ассортимент и повышать качество выпускаемой продукции, осваивать, на основе использования высококачественного сырья и современных технологий производства, выпуск эксклюзивной, экологически чистой, высокомаржинальной продукции, вырабатываемой по традиционным, старинным и национальным рецептам, открывать предприятия торговли для её реализации;
- активнее участвовать в разработке и реализации инновационных проектов, способных обеспечить эффективное развитие потребительской кооперации;
- проводить работу по повышению эффективности деятельности организаций потребительской кооперации за счет выявления и использования внутренних резервов и обеспечению их конкурентоспособности.