РСО "Агроконтроль" проводит на платформе "Агромнение" серию круглых столов, посвящённых актуальным вопросам деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и других субъектов малого сельскохозяйственного предпринимательства.
Первый из открытых эфиров состоялся 28 июля 2022 г. и был посвящён вопросам создания и деятельности КФХ в статусе юридического лица.
Вступление в декабре 2012 г. в силу статьи 86.1 Гражданского Кодекса РФ вновь открыло дорогу для создания и деятельности новых корпоративных коммерческих организаций – крестьянских (фермерских) хозяйств – юридических лиц. До настоящего времени такая форма организации собственного агробизнеса не стала мэйнстримом для малых форм хозяйствования на селе, причины чего кроются в несовершенстве и противоречивости законодательства, содержании региональных актов по государственной поддержке КФХ, отсутствии должного уровня информированности потенциальных фермеров. В рамках Круглого стола эти и связанные проблемы рассмотрели представители фермерского сообщества, руководители и специалисты сельскохозяйственных кооперативов, консультанты.
С видеозаписью Круглого стола «Крестьянские (фермерские) хозяйства в статусе юридического лица: правовая основа, тенденции становления, проблемные точки» можно ознакомиться по ссылке.
Второй Круглый стол состоялся 11 августа 2022 г. в 17-00 и был посвящён деятельности КФХ без образования юридического лица.
С 2003 года основной формой организации фермерского хозяйства является создание договорного объединения граждан, действующего на основе Федерального закона № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». До ноября 2020 г. действовала процедура государственной регистрации таких хозяйств, КФХ были чётко отличимы от индивидуальных предпринимателей (в том числе, действующих в сфере АПК). Отмена по инициативе Федеральной налоговой службы специальной процедуры государственной регистрации КФХ без образования юридического лица по существу стёрла грань между вновь создаваемыми крестьянскими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, что влечёт за собой проблемы в исчислении и уплате налогов, страховых взносов, породить имущественные проблемы в деятельности развивающегося КФХ.
В рамках Круглого стола главы крестьянских хозяйств, представители фермерского самоуправления, сотрудники центров компетенций рассмотрели основные подходы к совершенствованию законодательства и административной практики в данном вопросе
Запись мероприятия доступна по данной ссылке
Третий Круглый стол состоялся 15 сентября 2022 г. и был посвящён вопросам статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя для КФХ без образования юридического лица.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные и действующие на основании одноимённого закона, признаны законодателем сельскохозяйственными товаропроизводителями (без указания количественных критериев в деятельности). Однако на практике региональные органы управления АПК применяют в отношении фермеров традиционный подход, согласно которому сельскохозяйственный товаропроизводитель обязан в течение финансового года не менее 70 процентов доходов от реализации получить в качестве выручки за самостоятельно произведённую сельскохозяйственную продукцию. При этом под финансовым годом понимается период с 1 января по 31 декабря. Таким образом, крестьянское хозяйство становится полноценным сельскохозяйственным товаропроизводителем (и может претендовать на соответствующую поддержку) только начиная с третьего года своей деятельности. Судебную и административную практику в данной сфере обсудят главы хозяйств, представители фермерского самоуправления, специалисты органов управления АПК.
Запись мероприятия доступна по данной ссылке.
Четвёртый Круглый стол состоялся 13 октября 2022 г., в 17-00 по московскому времени, и был посвящён вопросам административной и судебной практики отзыва грантов, полученных КФХ и СПоК.
Грантовая поддержка фермерских хозяйств осуществляется уже более десяти лет. За это время по всем основным видам государственных грантов накоплен немалый негативный опыт нарушения получателями своих обязательств: нецелевого использования средств, предоставления недостоверной информации, задержек отчётности, невыполнения плана расходов. Отзыв государственных грантов осуществляется как в административном, так и в судебном порядке. В ходе работы Круглого стола планируется обсудить наиболее типичные ошибки и преднамеренные нарушения в деятельности грантополучателей, примеры судебных дел, сформулировать рекомендации по избежанию конфликтов.
Запись мероприятия доступна по ссылке.
Пятый Круглый стол состоялся 22 ноября 2022 г., в 17-00 по московскому времени, и был посвящён вопросам создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих ведение у своих членов бухгалтерского и налогового учёта.
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы традиционно рассматриваются как механизм организации переработки и сбыта фермерской продукции. Вместе с тем институт кооперации оказывается не в меньшей степени востребован и в сфере консультирования по правовым и экономическим вопросам. Отдельному крестьянскому хозяйству затруднительно нанять на работу профессионала по ведению бухгалтерского, налогового и статистического учёта, а специалисты на аутсорсинге зачастую недостаточно компетентны в отраслевых особенностях учётной работы. Кооперация фермеров по вопросам ведения учёта, в числе прочего, позволяет избежать проблем с управлением грантами, обеспечить своевременное составление и представление отчётности, её непротиворечивость. Подходы к созданию и практику деятельности консультационных кооперативов в формате Круглого стола обсудят члены и специалисты кооперативных объединений.
Запись мероприятия доступна по ссылке.
Шестой открытый эфир состоялся 27 декабря 2022 г., в 17-00 по московскому времени, и был посвящён вопросам взаимодействия ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и центров компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации.
В рамках реализации Федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в 2019 г. во всех регионах страны были определены центры компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров. Данные организации осуществляют от имени и при поддержке государства информационное и консультационное обеспечение деятельности субъектов МСП на селе, пропагандируют идеи сельскохозяйственной кооперации, проводят обучающие мероприятия. Правила работы центров компетенций задаёт Стандарт их деятельности, утверждаемый проектным комитетом по национальному проекту "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов создаются и действуют на основе Федерального закона от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». В настоящее время ревизионные союзы созданы и действуют в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации, осуществляют предусмотренные законом полномочия: контроль деятельности своих членов – сельскохозяйственных кооперативов, оказание им сопутствующих услуг, участвуют в проведение корпоративных процедур.
В рамках Круглого стола обсуждены вопросы областей деятельности, где возможно и полезно взаимодействие центров компетенций с ревизионными союзами сельскохозяйственных кооперативов, формы их сотрудничества.
Запись материалов Круглого стола доступна по ссылке.
Седьмой открытый эфир состоялся 16 февраля 2023 г., в 17-00 по московскому времени, и был посвящён вопросам формирования регионального законодательства о поддержке и развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Правовые условия создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов (производственных и потребительских) определены Федеральным законом от 08 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Статья 7 данного федерального закона, в частности, определяет общие направления государственной поддержки развития сельскохозяйственной кооперации.
Вместе с тем, конкретные меры по стимулированию кооперативного строительства реализуются, в первую очередь, на региональном уровне. Нормативная база для этого также формируется субъектами Российской Федерации, многие из которых в последние пятнадцать лет приняли соответствующие нормативные акты.
Кроме того, важным аспектом развития регионального кооперативного законодательства является уточнение тех аспектов деятельности кооперативов, которые не в полной мере раскрыты в федеральном законе. Первым в этом ряду стоит понятие кооперативной идентичности: описание членской базы СПоК, передаваемых СПоК на выполнение вспомогательных функций, принципов формирования капитала и принятия в кооперативе управленческих решений.
В рамках круглого стола был рассмотрен региональный опыт принятия и реализации соответствующего законодательства, сформулированы предложения по его совершенствованию.
Запись материалов Круглого стола доступна по ссылке.
Восьмой открытый эфир состоялся 23 марта 2023 г., в 17-00 по московскому времени, и был посвящён вопросам развития сельского и агротуризма.
В 2022 г. в законодательство Российской Федерации о туристской деятельности были внесены изменения, определившие понятие «сельский туризм». Параллельно началась реализация мероприятий по поддержке туристской деятельности, осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Вместе с тем, продолжается подготовка и издание нормативных актов, устанавливающих особенности осуществления этой деятельности, продолжается приём заявок на конкурсы по распределению грантов, нарабатывается практический опыт.
В рамках Круглого стола планируется обсудить проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели данной отрасли, обсудить перспективы развития агротуристской инфраструктуры, в частности, наличия или отсутствия потребностей в кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей, оказывающих услуги такого вида.
Запись материалов Круглого стола доступна по ссылке.
Девятый открытый эфир состоялся 20 апреля 2023 г., в 17-00 по московскому времени, и был посвящён вопросам регионального законодательства по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Законодательство о сельскохозяйственной кооперации предполагает и допускает возможность образования «кооперативов кооперативов» - многоуровневых кооперативных систем. Положения Закона не раскрывают подробно особенностей формирования членской базы, состава делегируемых вторым уровням функций и иные особенности деятельности таких объединений.
В ходе Круглого стола обсуждены две основные группы вопросов.
Во-первых, обсуждение общего понимания того, при каких условиях можно говорить о кооперативе, членом которого являются другие кооперативы, как о «кооперативе второго уровня» - ведь когда несколько сбытовых или обслуживающих кооперативов становятся членами кооператива кредитного – тот остаётся кооперативом первичным (первого уровня).
Во-вторых, условия, при которых повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей определяется не просто делегированием тех или иных функций кооперативам, но и дальнейшее объединение этих кооперативов во многоуровневые системы, рассмотрены препятствия к созданию таких систем, и механизмы их преодоления.
Запись материалов Круглого стола доступна по ссылке.
Десятый открытый эфир состоялся 18 мая 2023 г., в 17-00 по московскому времени, и был посвящён вопросам существования сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации.
В рамках Круглого стола озвучены основные тренды, статистика деятельности СПКК, состоялось выступление представителя липецкой сельскохозяйственной кредитной кооперации (в настоящее время 54 % всех СПКК действуют в Липецкой области). Представитель Департамента микрофинансового рынка Центрального Банка Российской Федерации подробно рассказал и ответил на вопросы участников о деятельности СПКК по выдаче займов с погашением средствами материнского (семейного) капитала после 1 апреля 2023 г.
Запись материалов Круглого стола доступна по ссылке.